ГЛАВНОЕ |
СТАТЬИ И ОБЗОРЫ Вверх по лестнице вниз| Тема: Обзоры рынков Резкое сжатие российского авторынка напрямую повлияло на потребление полимерной продукции. К этому добавились собственные проблемы производителей компаундов и деталей, вызванные перепадами валютных курсов и удорожанием кредитных ресурсов. Тем не менее, даже в таких условиях необходимо выполнять требования программ по локализации, в которые вовлечены и крупные автоконцерны, и их поставщики. Компания INVENTRA 20 мая провела Седьмую международную конференцию «Полимеры в автомобилестроении 2015». Мероприятие прошло при поддержке журнала «Автобизнес», компании ChemOrbis, аналитического агентства «Автостат» и Russian Automotive Market Research. Генеральным информационным партнером выступила «Российская Бизнес-газета». Сейчас на российском автомобильном рынке наблюдается уникальная ситуация, отметил в приветственном слове генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов. В условиях падения производства и спроса у отечественных компаний появляется шанс укрепить свои позиции на рынке. По статистике выпуск автокомпонентов уменьшился на 20-30%, при этом производство локализованных автомобилей хоть и снижается, но меньше, чем рынок в целом. В этой ситуации наиболее разумное решение для автозаводов – заместить импортные компоненты российскими аналогами. «Производители автомобилей, ОЕМ, автокомпонентов, компаундов и базового сырья должны выступить единым фронтом. Очень важно, чтобы это взаимодействие было долгосрочным и не зависело от конъюнктурных изменений. Кстати, внешние условия сейчас благоприятны, этим обязательно надо воспользоваться, – подчеркнул г-н Тургунов. - Российские производители компонентов должны увеличить долю рынка, пусть даже и на какое-то время в ущерб прибыли. Мы как консультанты будем по мере возможностей этому способствовать». Обзорный доклад по состоянию автомобильного рынка России представил директор по развитию Russian Automotive Market Research Александр Козлов. В первом квартале Выпуск грузовых автомобилей в январе-марте сократился на 31.6%,
прогноз на Таким образом, на фоне сокращения макроэкономических показателей в Г-н Козлов сообщил, что Правительство РФ намерено изменить формулу, по который для автопроизводителей рассчитывается уровень локализации. Из-за снижения курса рубля по отношению к иностранной валюте существенно возросла стоимость импортных автомобильных компонентов, а
уровень локализации снизился. При этом с технической точки зрения доля импортных комплектующих не изменилась. С
учетом этого многие автоконцерны могут не выполнить обязательства по локализации и лишиться льготного режима ввоза компонентов для промышленной сборки. Этот режим предусматривает, что ввозные пошлины для товаров, предназначенных для промышленной сборки автомобилей на территории России, облагаются пошлинами от 0 до 5%, тогда как вне этого режима величина пошлин доходит до 15%. В
мае Изменения коснутся и
ввозных таможенных пошлин на автокомпоненты, которые могут быть увеличены с
нынешних 0-5% до 10-20%. 2 апреля По итогам За 4 месяца В сегменте LCV за четыре месяца нынешнего года максимум продаж пришелся на GAZ (39.7% рынка), далее следуют UAZ и Mercedes, которые в тяжелых рыночных условиях показали рост к прошлогодним показателям на 0.3% и 13.6% соответственно. «Камаз» с долей рынка 32.9% стал самым продаваемым автомобилем в сегменте грузовиков. «Автостат» подготовил три прогноза продаж новых автомобилей в России в Докладчик выделил три основных тренда, связанных с покупкой новых автомобилей. Прежде всего, это увеличение срока владения. Если раньше средний срок владения новым автомобилем составлял 4.5 года, то в 2015-2016 гг. он начнет увеличиваться. Еще одна тенденция – так называемый «дауншифтинг», т.е. переход на автомобиль классом ниже. Помимо этого, автовладельцы начнут экономить на сервисе и ремонте, уходя от официальных дилеров в независимые СТО и «гаражи». После обзорных докладов участники конференции перешли к прикладным темам, а именно – к обсуждению пластиков и компаундов для автомобильной промышленности. «Нижнекамскнефтехим» является крупным производителем сырья для этой отрасли, компания выпускает каучуки, жидкую химию и пластики. По словам начальника ПТО завода полистиролов Татьяны Хакимовой, АБС-пластики широко используются для выпуска литьевых изделий и экструзии листа. Различные марки этого продукта применяются при изготовлении внутренней отделки автомобиля, багажников, деталей фар, подкапотного пространства. Компания «НКНХ» активно участвует в схемах омологации пластиков в автомобилестроении, наиболее тесно сотрудничая с автозаводами, расположенными непосредственно в Татарстане (это Ford-Sollersи «Камаз»). По итогам В общем объеме производства термопластов лидером среди российских предприятий является «Полипластик» (23%), на других отечественных производителей в совокупности приходится не более 12%. Основная же часть композитов импортируется – 34% в виде материалов и 31% в виде автокомпонентов. В структуре поставок ПП-компаундов для автомобильной промышленности внутреннее производство до Г-н Кобыличенко подробно остановился на преимуществах и недостатках российских компаундов. К плюсам он отнес относительное снижение затрат; меньшее колебание цены, обусловленное снижением евро-контента; более низкие логистические риски; лучшую техническую поддержку. Однако минусов, по словам докладчика, тоже хватает. Основные из них - высокие и нестабильные цены на базовые полимеры, устанавливаемые по принципу «импорт минус»; отсутствие большинства добавок и наполнителей отечественного производства; относительно нестабильное качество отечественного сырья; дефицит некоторых важных классов полимеров, узкий марочный ассортимент; неудобные условия доставки сырья и платежей. При этом цены на российские и импортные компаунды существенно не отличаются – дельта составляет всего 3%. Задача отечественных компаний – удешевить те составляющие, которые проигрывают зарубежным по цене (это наполнитель, добавки и сама переработка). В то же время продукт не должен терять в качестве, несмотря на ограниченный ассортимент сырья российского производства, отсутствие производства химикатов-добавок и высокие требования к качеству продукции, предоставляемые зарубежными производителями. Возможно ли полностью локализовать производство автокомпонентов в России? «Да, вполне, - утверждает эксперт. – Но для этого необходимо техническое регулирование». Оно включает в себя разработку механизмов рыночного регулирования, создание сертификационных центров для реализации политики локализации, совершенствование отношений между производителем и переработчиком сырья, а также техническое регулирование для всех производителей автокомпонентов. По мнению директора по стратегическому развитию «Автовазагрегата» Дениса Шелкова, в условиях серьезно падающего рынка сложно ждать увеличения уровня локализации. Частные инвесторы на время снизили активность, и единственный возможный источник финансовой помощи - государство. Банковские кредиты при ставке 17% годовых становятся элементарно невыгодны. Значимым игроком на рынке полимерных компаундов постепенно становится Узбекистан. В
По словам г-на Тураева, в
Докладчик отметил, что сейчас все сырье закупается в Корее, однако уже с сентября планируется перейти на местного поставщика - СП Uz-Kor Gas Chemical запускает производство полиолефинов. Годовое производство ПЭВП составит 400 тыс. т, ПП - 100 тыс. т. Это даст возможность «Автосаноат-Сепла» довести уровень локализации до 80%. Заметную долю рынка пластиковых автокомпонентов занимает завод «Борышев Пластик Рус», который был запущен в Уровень локализации автоконцерна Ford Sollers на конец С момента образования СП Ford
Sollers в Основные направления локализации материалов Ford-Sollers – металл (удельный вес в себестоимости автомобиля – 50%) и нефтехимия (30% соответственно). Стратегическим партнером в реализации задач эффективной локализации в области нефтехимии и полимеров для холдинга является республика Татарстан на территории которой расположены три из четырех производственных площадок компании. Правительство Татарстана и нефтехимические предприятия республики активно участвуют в проектах развития материалов для нужд компании. Данное партнерство успешно решает задачи по замещению импортных материалов на 4-6 уровнях интеграции с импортных на локальные. Общее количество поставщиков Ford-Sollers первого уровня в России – 70, поставщиков второго и третьего уровней более десяти, и эта цифра неуклонно растет, поскольку вовлекаются все новые и новые локальные поставщики для успешной реализации совместных задач. На начало Что касается текущей рыночной ситуации, то стратегия концерна по локализации останется неизменной даже с учетом падения продаж. В автомобилях «Камаз» применяются более 500 изделий из полимерных материалов (в среднем около Серийные поставки всех полимерных изделий на «Камаз» ведут отечественные поставщики, при этом большинство материалов они закупают по импорту из-за отсутствия отечественных аналогов. Российские поставщики сырья проигрывают зарубежным в стабильности материалов (при сравнительно близких ценах) и в недостаточном количестве марок, ориентированных на конкретные условия эксплуатации. Компания «РИФ Аметист», входящая в группу FoamLine, специализируется, в том числе, и на выпуске ППУ для автомобильной промышленности. По словам руководителя проекта Антона Тримасова, возможности компании позволяют выпускать эластичный ППУ в самом широком ассортименте – стандартный, формованный, дублированный (огневое дублирование), вырубные малые детали, вторичновспененный. В частности, «РИФ Аметист» обладает единственной в России площадкой по производству эластичных ППУ как на основе простых, так и на основе сложных полиэфиров. Ситуацию на рынке автокомпонентов комментирует генеральный директор INVENTRA Николай Асатиани: «Гипотетический прирост доли российских поставщиков в заказах для автозаводских конвейеров за счет вытеснения зарубежных конкурентов, наверное, может уравновесить общее снижение емкости рынка. Однако воспользоваться этим шансом будет непросто на фоне запретительных ставок банковского кредита – расширение производства автокомпонентов требует инвестиций в исследования и разработки, закупок оборудования, специальных марок полимерного сырья, а попадание в заветный список сертифицированных поставщиков занимает месяцы и годы. До сих пор локализация успешно проходила только на основе мировой кооперации и с привлечением иностранных инвестиций, при тесном взаимодействии по всей цепочке производства – от сырья до готового автомобиля. Чрезмерное стремление замкнуться внутри российского рынка лишит доступа к западным продуктам и технологиям, негативно отразится на производстве и надолго заморозит на очень низком уровне объем потребляемых в автомобилестроении компаундов. Политика импортозамещения может породить отдельные успешные примеры, но это будет на фоне уполовинивания авторынка в России и его роста во всем остальном мире. Поэтому действия регулирующих экономику ведомств пока что выглядят не как реализация стратегического плана, а как экстренное латание дыр, не устраняющее суть проблемы». СТАТЬИ ПО ТЕМАМ
Статьи публикуются с разрешения автора и обязательным указанием ссылки на источник Редакция оплачивает на договорной основе Приглашаем специалистов к сотрудничеству в качестве внештатных авторов и консультантов! По вопросам публикации и оплаты статей обращайтесь в редакцию: Полное или частичное копирование любых материалов, опубликованных на Plastinfo.ru, для размещения Полное или частичное использование любых материалов, размещенных на Plastinfo.ru, |
Новый механизм утилизации упаковки обернется колоссальным ростом издержек Авиация: полимеры и композиты для высоких полетов Полимерные премьеры в марочном ассортименте СИБУР за 2023 год Полиэтилентерефталат в поисках решения для улучшения вторичной переработки Россия. Топ-10 трейдеров инженерных полимеров нарастили продажи в 2023 году Реклама ОПРОС НА PLASTINFO.RU
|